Разработка велофары Kompilator K-3M.

К комментариям
5
4
3
2
1
Опубликовано: 17.03.17велосвет.рфЧитать полностью
велосвет.рф

Разберитесь в себе и поймите, чего же вы любите.
Это имеет такое же прямое отношение к вашей работе, как и к вашей личной жизни.
Работа займёт большую часть вашей жизни, и единственный путь к самоуважению — делать то, что вы считаете стоящим больших усилий. А единственный способ выполнить такую работу — это любить то, чем вы заняты.

Есть только один способ проделать большую работу - полюбить её.







(с) Стив Джобс.



велосвет.рф
Благодаря моему отцу я понял что значит быть по-настоящему инженером.
Инженером, относящемуся со всей серьёзностью к своей профессии.

Я хорошо помню как отец объяснял мне, что эта наука самая важная в мире и что тот, кто способен создавать электрические устройства, может творить добро для человечества и вывести общество на новый виток развития.
Он говорил, что инженер может изменить мир и образ жизни для огромного количества людей.
Я по сей день верю в это. Верю в то, что инженеры заставляют мир вертеться.
Я посвятил этому всю свою жизнь и я считаю, что благодаря технологиям, будущее становится ближе.

Я думаю что и впредь буду инженером.
Всегда.


(с) Стив Возняк.


Скрыть.
Опубликовано: 4.01.16велосвет.рфЧитать полностью
Приветствую Вас, неравнодушные к качественному свету !

Присоединяйтесь к обсуждению находящейся в разработке велосипедной фары - Kompilator K-3M.

В данной теме, Вы можете поделиться своими идеями касательно конструктива устройства.
Все предложения рассматриваются и принимаются к сведению.
Давайте вместе сделаем фару, которая устроит большинство катальцев !

Данный продукт ориентирован на продвинутого пользователя, готового выложить за это изделие приличную сумму (ориентировочно, 8 500 р.).
За эти деньги, фара даёт Вам полноценный свет, не уступающий автомобильному как в мощности, так и в распределении.

А именно, мощный дальний позволяющий видеть на расстоянии не менее 50-ти метров.
Широкий свет средней зоны, для комфортного перемещения по пересеченной местности, в лесу и т.п.
Грамотный ближний, с четкой светотеневой границей, обеспечивающий уверенный засвет дороги до 15-ти метров, при этом не ослепляющий двигающихся во встречном направлении.

Как и в моей предыдущей (ссылка) разработке, K-3М заимеет три раздельно управляемые и настраиваемые зоны: ближнюю, среднюю, дальнюю. Однако, будет устранена "близорукость" прошлой разработки на ближней зоне. Кто не знает - ближний не слепил, но покрывал, всего 3-4 метра.

велосвет.рфУправление перейдет по наследству, с той лишь разницей, что кнопка с корпуса переместится на выноской переключатель.
Скорее всего добавлю ячеек для пользовательских настроек. Сейчас, управление организовано - так (ссылка).

В двух словах, имеется 6 пользовательских режимов, включаемых при помощи 3-х позиционного переключателя.
1,2,3 - запрограммированных Вами режима хранятся в первом блоке, 4,5,6 - во-втором. Переключение между блоками осуществляется двойным (как 2-й клик мыши) нажатием кнопки управления. А сами эти три режима соответствуют трём положениям выносного переключателя.

Режимов стало не хватать (6-ти) , по этому решил добавить еще 4.
2 к первой группе, и 2 ко второй. Всего получим 10 настраиваемых режима. Думаю в этом случае их хватит всем.

Алгоритм их включения такой - в выключенном состоянии (фара включена, свет нет) переключатель находится в среднем положении.

Переключаем влево - включается 7-й режим, переключаем обратно в центр - гаснет.
Переключаем вправо из центра - включается 8-й режим, переключаем обратно в центр - гаснет.
Если в выключенном состоянии переключатель оказался в одном из крайних положений (при подключении АКБ например), то ничего не горит. Переводим в центр, и обратно в крайнее - загорается 7 или 8 режим.
Таким же образом включаются 9 и 10 режимы, для этого надо двойным кликом включить вторую группу.
Если при работающем 7,8,9,10 режиме нажать кнопку управления, включится штатно, как и раньше, запрограммированный 1-6 режим.

велосвет.рфДрайвер будет переработан в плане уменьшения размеров и оптимизации последующего производства фар.
Схема зарекомендовала себя очень хорошо, более 3-х лет она трудится на моём велосипеде, в К-6 мощностью 50 ватт.

Светодиоды. Хватит уже использовать старые-добрые XM-L, летом 2015 года, CREE выпустила им на смену линейку очень интересных кристаллов.

Я остановил свой выбор на XHP-35 (ссылка), чей размер несколько меньше XMLного, а мощность на 40% выше, что вкупе с отличным КПД - 200 люменн на ватт, против 160 у самых последних хмелей, даст нам возможность в небольшой по габаритам фаре иметь приличный запас яркости.

Теоретически, на нейтральных бинах с учетом потерь связанных с нагревом и в оптике, с одного кристалла мы получим не менее 1200 люмен, у XML этот показатель находился возле отметки 800.
Пока я не определился с количеством источников света, хочу остановиться на трёх, при таком раскладе будем иметь 3 600 люмен, чего должно хватить почти всем. Для гурманов, несколько позже, выйдет K-6m, с потоком в 7 200 честных lm.

Батарея будет двух размеров. Стандарт - 4 х 18650, и макси - 8 х 18650.
Я закупаю свежие банки прямо с завода, протестированные мной 3000 мАч образцы, показали ёмкость 2950 мАч при разряде током в 2 А.

Почесав репу, решил закупить 3350 мАч, дороже на 16 центов (2.62$ против 2.46$), а ёмкость выше на 10%, 3250 мАч должно быть точно, проверю позже.

Управлять зарядом, балансировкой, КЗ, переразряд и перезаряд будет плата контроллера который мне предстоит разработать не позднее февраля.

ЗУ будет встроено в саму сборку, на ней разместится разъём XT-60 для подключения фары, а так же её заряда и разъём USB для использования батареи в качестве повербанки. На USB будет 5 вольт и предположительно 3 ампера.


Скрыть.
Опубликовано: 4.01.16велосвет.рфЧитать полностью
Начал воевать с оптикой ближнего света.

Собрал некое подобие мини-стенда, выточил первый, пробный отражатель.
Порадовало то, что сразу всё заработало, т.е. получилась четкая светотеневая граница, свет собран у самого её среза, что позволит "послать" вдаль больше, чем под колесо, тем самым обеспечив равномерный "засвет" по всей длине.

XHP35 которые будут устанавливаться в К-4, еще не пришли, по этому экспериментирую пока на XPG-2.
Подал 1.5А, на выходе не менее 400 люмен, ослепления нет и в помине. Теперь я признаю, К-3 и К-6 все таки малость слепили, а этот вариант даже намека на зайчик в глазу не оставляет при полной темноте.
Размер порадовал, внешняя линза получается диаметром - 21 мм, длина всего ближнего блока 32 мм. Это значит, размер фары будет небольшим.

Минус - граница получилась со слегка загнутыми кверху краями, буду этот косяк исправлять.
Вашему вниманию предлагаю несколько фото мегаколхозного мини-стенда. Всё выполнено из обрезков алюминия, смотрится дико, но светит зачетно.

велосвет.рф
велосвет.рф


Скрыть.
Опубликовано: 14.01.16велосвет.рфЧитать полностью
Как и следовало ожидать, простым копированием автофары дело не обошлось.
3-ю неделю изучаю программу моделирования оптических систем.
Есть сдвиги, но как я и думал, все оказалось очень сложно, без специального образования тяжело.
Выжал максимум из обычного рефлектора, как мог размазал пятно по длине засветки, но оно еще слишком яркое:

велосвет.рф
Теперь пытаюсь сделать отражатель составным и перекинуть часть света из зоны 4-5 метров в зону 7-8-9 метров.
На фото цифры, это миллиметры. Нуль (сверху) это руль велосипеда с фарой, вниз 10 метров дороги.
Как видно, ширина света будет порядка 2.5-3 метров по всей длине, никуда больше ничего не тратим.

Танцы с бубном вокруг равномерного распределения света исказили линию светотеневой границы, которую мы видим на стене.
Она получилась с провалом вниз, но это даже лучше в плане неослепления, встав перед велосипедом и присев не будешь ослеплён. Только если распластаться ниже 50 см, тогда зацепит.
Нуль по горизонтальной шкале, это 1 метр от земли, именно та высота, на которой установлена фара.
На рисунке ниже, стена на расстоянии 10 метров от фары.
Ширина стены 6 метров, т.е. 1 вертикальное деление равно 50 см.

велосвет.рф
Разработка ведется с учетом горизонтально установленного модуля ближнего. Т.е. если высота руля от земли 1 м, то и наивысший верхний срез светотеневой границы будет 1 метр на любом разумном удалении.

Сложил 2 картинки, сейчас примерно так визуализируется программой.

велосвет.рф
Работаю над большей равномерностью, надеюсь побороть эту заразу.


Скрыть.
Опубликовано: 21.01.16велосвет.рфЧитать полностью
Я думал - думал и наконец придумал как сделать (растянуть) из яркого светового пятна, продолговатое, покрывающее более-менее равномерной яркостью 10 метров дороги перед велосипедом.

Поступил так - разбил дорогу на 10 блоков (зон), чтобы видеть в какую зону, какой частью рефлектора отражаются лучи.
На фото ниже, общий план (вид справа, вид сверху).

велосвет.рф
На следующих фото видно, как по разному, в зависимости от зоны освещения отражаются лучи внутри рефлектора.

Тут сделана выборка лучей попадающих только в 10-ю зону, самую дальнюю от фары.

велосвет.рф
Ниже, видим те лучи, которые освещают только 3-ю зону.

велосвет.рф
А здесь, все лучи. Попробуй разберись ...

велосвет.рф
Такой метод оказался очень наглядным.
Далее, я из тех зон, где отражались лучи в яркое пятно, начал изменяя рефлектор, перенаправлять оных в даль (в неосвещенную зону).
В итоге рефлектор теперь состоит, как бы из 11-ти сегментов (ниже его 3D модель).

велосвет.рф
А диаграмма освещенности имеет такой вид.

велосвет.рф
Имеем более-менее равномерный засвет на протяжении 10-ти метров, 2.5 в ширину.
Далее, если убрать стену, еще 3-5 метров будет видно.


Скрыть.
Опубликовано: 23.01.16велосвет.рфЧитать полностью
Тестовый рефлектор на подходе.
Основную массу алюминия снял, теперь финишный проход 2-х миллиметровой фрезой с шагом 0.02 мм, затем полировка и надеюсь на положительный результат.
Пару проходов заснял на видео, всего их 1000, +- 10 .



Скрыть.
Опубликовано: 1.02.16велосвет.рфЧитать полностью
Приехали мои светодиоды.
Редкость они оказывается редкостная, отвалил за 10 штучек - 8050 руб.
Дедомизированных достать не удалось, потому срезал линзу как мог аккуратно, но неровность вылезла в небольшом артефакте. Это кольцо, выше светотеневой границы.
Кольцо настолько малозаметно, что на стене разглядеть можно только глазом. Камере его зафиксировать не удалось.
Когда придут безлинзовые, будет круто велосвет.рф.
Вот прототипчик, размеры сопоставимы с первым.

велосвет.рф
Светотеневая порадовала идеальной прямой линией. Вверху которой чернота велосвет.рф.
Правая часть границы завалена, т.к. прототип стоит под углом 45 градусов, в 3-х метрах от стены.
Общий рисунок на стене соответствует расчетному в программе, это радует.

велосвет.рф
С одинаковыми параметрами, был снят вид на прототип.
Расстояние до источника 4 метра.
1-й снимок, фотоаппарат на уровне 1 м. 60 см.
2-й снимок, фотоаппарат на уровне 60 см.
Вердикт: она нихрена не слепит, вообще .
Ах, да, в светодиод идёт 10 ватт, т.е. на выходе примерно 1000 люмен с учетом потерь на оптике.

велосвет.рф
велосвет.рф


Скрыть.
Опубликовано: 9.02.16велосвет.рфЧитать полностью
Произвел съемку прототипа ближнего для К-4.
Параметры съёмки взяты с таким расчетом, чтобы изображение на фото максимально совпадало с реальным.

То, что я увидел, мне очень понравилось. Если честно, не ожидал столько света от одного светодиода.

Вся система потребляет 13.5 ватт, учитывая КПД драйвера 95%, на кристалл приходит 12.8 ватт. Мой бин на такой мощности отваливает 1700 lm. света. За минус 25% потерь в оптической схеме, получаем - 1250.
И все эти 1250 люмен лежат на дороге, ничего не улетает в небо, вся моща идёт в дело, чего я собственно и добивался.

Для сравнения, есть фото ближнего света авто. Это Форд Фокус-2, 2007 г.в. Одну фару я прикрыл, так мне показалось честнее. Смотрите что получилось.

Для того, чтобы было нагляднее сравнивать фото, разместил их в своей сравнилке, проходите, смотрите - ссылка.
Кто не знает как сравнивать фото на моём ресурсе, наводите указатель мышы на иконку с надписью - "3600 lm.", всплывает подсказка, читаем, смотрим фото.
Наводим на следующую иконку, читаем, смотрим и т.д., (см. фто ниже).

велосвет.рф
И небольшое видео:



Чуть не забыл, ближняя бутыль с синей незамерзайкой - 10 метров. Что подальше - 15 м.

И вот ещё, фотоаппарат очень сильно выпячивает засвет в середине (участок 4-7 метров), это беда всей техники. На глаз, практически нет повышения яркости, всё ровненько.
Свет лег равномерно до отметки в 9 метров, далее видим плавный спад. Мне было хорошо видно дорогу, вплоть до 25 метров, для велосипеда вполне.
Несмотря на то, что я доволен (слабо сказано) результатом, все же немного поработаю над рефлектором. А именно, направлю ещё больше света вдаль.


Скрыть.
Опубликовано: 28.02.16велосвет.рфЧитать полностью
Начал строить вертикальную литьевую машинку (для изготовления пластиковых деталей). Она будет базироваться на гидравлическом прессе, 10 тонн.

велосвет.рф
Так же, заказаны сопутствующие комплектующие и детали для сборки агрегата:

1. Хромированные направляющие, Ф12 - 2 шт.
2. Держатель вала SH12 - 4 шт.
3. Линейный подшипник SC12 - 2 шт.
4. Пружины возвратные - 2 шт.
4. Труба хонингованная, 30 х 40, L=120 - 1 шт.
5. Шток, Ф30, L=200 - 1 шт.
6. кусочек стали, 50 х 50 х 20, для крышки с литьевой головкой.

Что надо сделать самому:

1. Нагревательный элемент. Замутил нихрома, читаю как правильно сделать ТЭН.
2. Регулятор нагревательного элемента. Буду делать на симисторе ( . ), прикручу светодиодный цифровой индикатор, для точной регулировки температуры расплава.

Как видите, для производства К-3М, приходится решать задачи казалось бы, никак не связанные с самой фарой.


Скрыть.
5
4
3
2
1


Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.

Логин: Пароль:
Логин: Пароль:
Последняя
...
95
94
93
92
91
90
89
88
87
86
85
...
Первая
BladeRunner (4) - 17.02.19велосвет.рф
велосвет.рф
abib, типа также, как на фото стриды на правой части руля?

Определённые шансы конечно есть, но... фигзнает... тут уже только по месту смотреть. А места этого там только на один хомут, по-большому счёту.
Вот как оно выглядит спереди:
велосвет.рф


abib (52) - 17.02.19велосвет.рф
велосвет.рф
BladeRunner, места как мне кажется хватит. 12 мм ширина крепления фары и 8 мм ширина крепления кнопки. Причем можно ставить впритык.
Но нужно учесть диаметр крепления фары 32 мм, а диаметр крепления кнопки 22 мм.
А это крепление гармина стоит сейчас на руле?
BladeRunner (4) - 17.02.19велосвет.рф
велосвет.рф
abib, не, 22 туда никак, значицца отпадает этот вариант. И да, это гарминовское крепление.
abib (52) - 17.02.19велосвет.рф
велосвет.рф
BladeRunner, я понимаю - может это не очень эстетично, но можно закрепить на выносном креплении трубку 22 мм, а на неё уже кнопку. Что-то вроде такого:
https://goodster.ru/product/o-38a2da9065afe793a0f8e3338c5c72f2/
Более "правильно" диаметры звучат так 31.8 мм и 22.2 мм.
Понятно, что у крепления есть некий запас.
BladeRunner (4) - 19.02.19велосвет.рф
велосвет.рф
abib, написал(а):велосвет.рф
я понимаю - может это не очень эстетично
Ну да, выглядеть это будет по-меньшей мере странновато...)
И по эргономике скорее всего не сильно выиграет у вариантов типа "прихомутить куда-нить к выносу или раме")

lecha (30) - 23.02.19велосвет.рф
велосвет.рф
A.N., написал(а):велосвет.рф
Меня не отпускает мысль попробовать полосатика в средний свет....

И как, удалось попробовать полосатика?
Kompilator (2497) - 23.02.19велосвет.рф
велосвет.рф
lecha, написал(а):велосвет.рф
И как, удалось попробовать полосатика?
Насколько я знаю, пока не удалось.
alashco (33) - 23.02.19велосвет.рф
велосвет.рф
alashco, написал(а):велосвет.рф
Здравствуйте! Да, месяца 3 не заходил на сайт (работа, млин), а тут ТАКИЕ новости! :-))) Сейчас только дочитал всё, до конца. Буду пписать на мыло, чтобы узнать, где там моя очередь.. :-)

Доброго времени суток! Я писал на почту... Два месяца назад, но ответа не последовало.. :-( Написать ещё раз? Хотелось бы узнать, всё-таки, где я там в очереди... :-))

З.Ы. Да, и с Праздником! :-)
Kompilator (2497) - 24.02.19велосвет.рф
велосвет.рф
alashco, написал(а):велосвет.рф
Написать ещё раз?
Напишите, возможно пропустил.
A.N. (276) - 25.02.19велосвет.рф
велосвет.рф
lecha, написал(а):велосвет.рф
удалось попробовать полосатика?
ещё не приехали.

Kompilator, когда найдётся время (или появится необходимость) поковыряться с прошивкой, всё-таки, было бы неплохо сделать из точки индикатор включения фары.
Вчера умудрился как-то коленом ткнуть пару раз в кнопку, разбудить её и включить. т.к. дело было днём, заметил случайно по отсвету на дереве. Причём, ехал в тот момент по узкой вертлявой корявой тропе и возможность снять руку с руля, чтоб вытянуть её перед фарой и убедиться, что она включена, появилась не сразу.
Kompilator (2497) - 25.02.19велосвет.рф
велосвет.рф
A.N., написал(а):велосвет.рф
Kompilator, когда найдётся время (или появится необходимость) поковыряться с прошивкой, всё-таки, было бы неплохо сделать из точки индикатор включения фары.
Время бы найти ...
Меня очередники затюкали уже со своими очередями.
A.N. (276) - 25.02.19велосвет.рф
велосвет.рф
Kompilator, написал(а):велосвет.рф
очередники затюкали
Это понятно. Потому и пишу "когда найдётся". :)
abib (52) - 25.02.19велосвет.рф
велосвет.рф
A.N., поддержу. Было бы полезно не просто видеть по индикации включены светодиоды на фаре или нет, но и какой включен режим.
Ночью, вечером это не особо актуально - можно по освещению догадаться какой включен режим. Это актуально днём.
И опять же поддержу A.N. в "когда найдётся время". Днём фара используется в режиме ходовых огней или поморгать - оба эти режима вспомогательные.
Ещё обратил внимание, что ближний свет в фаре ночью является основным. Дальний/средний - дополняют ближний. По крайней мере мне так показалось.
A.N. (276) - 25.02.19велосвет.рф
велосвет.рф
abib, написал(а):велосвет.рф
Было бы полезно не просто видеть по индикации включены светодиоды на фаре или нет, но и какой включен режим.
А вот тут будут проблемы:
У нас есть 3 цифровых разряда и 3 точки снизу (по одной после каждой цифры);
2 правых цифры заняты индикацией оставшегося заряда;
первая цифра занята индикацией выбранной группы режимов;
третья точка занята индикацией перегрева;
вторую точку я б ничем не занимал, ибо она находится между цифрами оставшегося заряда и может сбивать с толку, если вдруг загорится.
Остаётся первая точка, которая сейчас просто горит всегда как разделитель. Её можно гасить, когда фара выключена и зажигать, когда включена. Но как ей одной показывать режим - в голову ничего интуитивно понятного не приходит.

Можно конечно, для индикации группы режимов оставить только вертикальные полоски, тогда горизонтальные в первом разряде могут чётко показывать горящие диоды. Как раз - ближний, средний, дальний. Но будет ли достаточно хорошо восприниматься индикация группы?..

Я не знаю, хотя это вполне повод к коллективному обдумыванию и обсуждению.
abib (52) - 25.02.19велосвет.рф
велосвет.рф
A.N., первый разряд ведь полноценный цифровой? Так пусть он показывает прочерк или 0 если фара выключена или номер выбранного режима - от 1 до 6 если фара включена.
Сейчас первый разряд индикатора показывает выбранную группу режимов.

A.N. (276) - 26.02.19велосвет.рф
велосвет.рф
abib, мне кажется, лучше оставить этот разряд в текущем "символьном" состоянии. Так, по крайней мере, ещё до включения, уже понятно из какого банка режим включится.

Разве что, может в выключенном состоянии, пока фара не уснула (или уже проснулась), показывать банки, как сейчас, а во включенном номер режима.
abib (52) - 27.02.19велосвет.рф
велосвет.рф
A.N., да, возможно так будет меньше изменений в прошивке.
В выключенном состоянии - как есть сейчас, во включенном - номер выбранного режима от 1 до 6.
В таком случае по индикации можно будет понять включена или нет фара и если включена - в каком режиме.
dedboroda2 (29) - 27.02.19велосвет.рф
велосвет.рф
A.N., написал(а):велосвет.рф
Можно конечно, для индикации группы режимов оставить только вертикальные полоски, тогда горизонтальные в первом разряде могут чётко показывать горящие диоды. Как раз - ближний, средний, дальний.
Что-то подобное я уже думал. Было бы полезно, в том числе чтобы не путаться после программирования фары под себя, пока не запомнишь. Пожалуй, я был бы тоже не против подобной фичи. Группы режимов тогда можно, кстати, поменять с верхних/нижних сегментов на левые/правые. Возможно, так будет понятнее.

Если это по какой-то причине неудобно, то пусть будет хотя бы точка. Когда будет время.

abib, написал(а):велосвет.рф
В выключенном состоянии - как есть сейчас, во включенном - номер выбранного режима от 1 до 6.
Это проще, конечно, но зачем? Группа режимов показывается и сейчас, номер режима в группе вполне показывает тумблер. А вот переводом цифры в номера диодов и впрямь заниматься бы не хотелось.

A.N., написал(а):велосвет.рф
вторую точку я б ничем не занимал, ибо она находится между цифрами оставшегося заряда и может сбивать с толку, если вдруг загорится.
В мигающем режиме можно и её задействовать, я считаю.
dedboroda2 (29) - 27.02.19велосвет.рф
велосвет.рф
Кстати, хотел высказаться по поводу того, что фара запоминает наименьшее напряжение батареи и отображает индикатор по нему, а не по текущему. Возможно, если просадка невелика, то это и ок. Но у меня сейчас так же себя ведёт Palight xc40, и там это дико бесит, потому что там фара запросто может переключиться с трёх палок полного заряда до одной мигающей и попробуй угадать после этого, сколько его на самом деле. Плюс к тому температурные эффекты зимой.

На одной из фар, подаренной коллеге, осенью сменил аккумуляторы с комплектного отстоя на что-то вроде нормальное, но всё равно просадка достаточно сильная. Протестировав, захотел 4 банки увеличить до шести. А там всего два XM-L диода.

Kompilator, кстати, а индикатор на батарее тоже показывает по минимальному напряжению или по текущему?
abib (52) - 27.02.19велосвет.рф
велосвет.рф
dedboroda2, написал(а):велосвет.рф
Это проще, конечно, но зачем? Группа режимов показывается и сейчас, номер режима в группе вполне показывает тумблер. А вот переводом цифры в номера диодов и впрямь заниматься бы не хотелось.
По индикатору сейчас не понятно включена фара или нет. И актуально это днём - вечером/ночью включена или не включена фара сразу видно.
Точку на индикаторе днем будет разглядеть проблематично.
Последняя
...
95
94
93
92
91
90
89
88
87
86
85
...
Первая