Цветовая температура светодиодов.


Цветовая температура светодиодов.


Цветовая температура - на первый взгляд может показаться не такой важной, какой является на самом деле. Именно от нее зависит то, насколько комфортно Вы будете ощущать себя в движении, как быстро устанут Ваши глаза и насколько хорошие впечатления останутся от поездки.

Единицей измерения данного параметра, служит градус по Кельвину (К). В зависимости от численного показателя цветовой температуры её принято относить к одной из следующих качественных категорий:

2700 – 3200К – белый-теплый;
3200 – 4500К – дневной или белый-нейтральный;
4500 – 6000К – белый;
Свыше 6000К – белый-холодный.

Цветовая температура светодиодов.

Качество фар (или других источников света) во многом определяется спектром испускаемого света. В идеальном случае он должен совпадать со спектром видимого солнечного излучения прошедшего сквозь земную атмосферу (белым). Отклонения при повышении концентрации лучей какого либо цвета, отрицательно сказывается на состоянии человека и его работоспособности. Так, если принять работоспособность (производительность труда в течение продолжительного временного отрезка) при естественном (белом) освещении за 100%, то, при желтом она упадет до 93%, при зеленом до 92%, а при голубом – до 78%.

Хуже всего дело обстоит при оранжевом или красном освещении. В этом случае выработка падает до 76%. Таким образом, самым полезным и оптимальным является освещение максимально приближенное к естественному (4500 – 5200К).

Само собой, под работоспособностью в нашем случае мы подразумеваем внимательность и сосредоточенность во время управления своим транспортным средством, т.е. велосипедом.

Так же, теплый или даже нейтральный (в меньшей мере) свет, эффективнее холодного при пониженной прозрачности атмосферы (задымленность, туман, осадки и т.д.). Он выступает в роли противотуманного в отличие от холодного, который сильно засвечивает свободное пространство до препятствия, а не саму его поверхность.

По этому, при выборе велофары данный параметр должен быть для Вас едва ли менее важным чем яркость.

Индекс цветопередачи.

Установлено, что при освещении различными типами светодиодов одних и тех же предметов, их цвета воспринимаются по-разному. В зависимости от источника света, цвета могут восприниматься глазом как более, либо менее естественные. В некоторых случаях цветовая картина существенного искажается, вплоть до полного выпадения из восприятия некоторых цветов. Чтобы характеризовать уровень естественности (совпадения с естественным освещением) цветопередачи, пришлось ввести специальный параметр - индекс цветопередачи (CRI или color rendering index).

Это двузначное число (1-99), которое показывает в процентах, насколько точно при освещении определенным источником, передача различных цветов соответствует естественному (эталонному) освещению с индексом 100. (Так, например, в свете красного фонаря красные поверхности кажутся черными).

Высокими считаются значения индекса 80 – 100. Источники света с такими показателями обычно довольно точно и естественно передают цвета. По мере уменьшения CRI, искажения в цветопередаче возрастают, цвета освещаемых поверхностей начинают казаться неестественными.

Хар-ка цветопередачиЗначение CRI
Великолепнаяболее 90
Очень хорошая80 - 89
Хорошая70 - 79
Приемлемая60 - 69
Посредственная40 - 59
Низкаяниже 39

Этот параметр зачастую вообще отсутствует в описаниях технических характеристик прилагаемых к современным велофарам. Недорогие экземпляры как правило комплектуются светодиодами с плохой CRI, т.к. их стоимость до 20%-30% ниже LED с той же цветовой температурой, но с хорошим индексом.
Как следствие, трава получается недостаточно зелёная, а то и вообще синяя, ямы не ямы, а кочки как ямы. Адекватно оценить обстановку, тем более на большой скорости не представляется возможным.

Обычно в недорогих фонарях изначально установлены светодиоды «cool white» (белый, холодный), 5000 – 7000К, с CRI приблизительно 65 ед.

Этот свет CW (белый-холодный), обладает самой высокой контрастностью, но весьма значительно искажает цвета поверхностей.

Есть производители, которые выпускают фонари не только с холодными белыми, но с нейтральными или даже с теплыми светодиодами, имеющими высокий CRI. Такие фонари предпочтительнее, их свет комфортнее.

Сравните правильность цветопередачи при освещении дороги различными источниками. На фото ниже в роли подсветки выступают светодиодные лампы с низким CRI и холодным спектром.

Цветовая температура светодиодов.


Тогда как на этом фото, цвет излучения нейтральный-белый, а CRI в районе 85. Становятся различимы все цвета, картинка более естественна и приятна глазу.

Цветовая температура светодиодов.


При помощи инструмента сортировки, Вы можете выставить в графе Цветовая t° значения: от 4000 до 5000 и получить список велофар, свет от которых будет наиболее правильно передавать цвета окружающих предметов.

Цветовая температура светодиодов.

 
Не экономьте на качестве восприятия своего окружения. Пусть все предметы в свете Вашей новой фары будут легко узнаваемы, реакция молниеносной, а управление четким и скоординированным.




Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.

Логин: Пароль:
Логин: Пароль:
1
Павел () - 06.11.15велосвет.рф
велосвет.рф
Да мне пофиг цвет, мне и синеватый хорошо видно. переплачивать не вижу смысла.
Тем более тёплые бины намного тусклее светят...
Ацкий_Трол () - 13.01.16велосвет.рф
велосвет.рф
Зря, я прикупил с ГЕРБЕСТА себе нйтфаер BT21, он тёплый.
Оч комфортно скажу я вам прокатился. Был клон соларшторма х-2, холодного оттенка, в сравнеие с ним бт21 как солнце приятный
qwerty () - 14.01.16велосвет.рф
велосвет.рф
Поясните, кто использовал светодиоды 6000-6500, ввеломагазине сказали что это нейтральный белый, мне кажется, что это холодный белый.
Кто прав ?
Для освещения дороги такой светодиод подойдет ?
Если один светодиод установить теплый 3200, а в другой 6000-6500, получится ли комфортный для покатушек свет?
Kompilator (2500) - 14.01.16велосвет.рф
велосвет.рф
qwerty, Вы правы, 6000-6500 это не нейтральный-белый, а холодный.

По поводу второго вопроса.
Я не пробовал ставить светодиоды разный цветовых оттенков белого в одну фару, но исходя из того, что волновая характеристика светодиода очень узкая, это может быть не лишено смысла.
Kompilator (2500) - 15.01.16велосвет.рф
велосвет.рф
Павел, теплые бины светят ненамного тусклее.
10-15% Вы визуально с трудом сможете отличить, однако качество восприятия окружающего пространства будет значительно выше.
Serg-2016 () - 20.01.16велосвет.рф
велосвет.рф
Здравствуйте !
Я слышал про то, что у светодиодов даже при низком кри, неплохая цветопередача. Так что, гнаться за ней не имеет смысла.
Kompilator (2500) - 22.01.16велосвет.рф
велосвет.рф
Serg-2016, написал(а):
Здравствуйте !
Я слышал про то, что у светодиодов даже при низком кри, неплохая цветопередача. Так что, гнаться за ней не имеет смысла.
Serg-2016, скорее нет, чем да.
Я читал об этом, но синюшный цвет мне все равно не нравится.
A.N. (276) - 03.02.16велосвет.рф
велосвет.рф
А, кстати, в связи с "противотуманностью" тёплого света, нет ли смысла ставить в ближний не нейтральный, а именно тёплый бин? А в среднюю и дальнюю зоны - нейтральный.
Kompilator (2500) - 03.02.16велосвет.рф
велосвет.рф
A.N., написал(а):велосвет.рф
А, кстати, в связи с "противотуманностью" тёплого света, нет ли смысла ставить в ближний не нейтральный, а именно тёплый бин? А в среднюю и дальнюю зоны - нейтральный.
Не думал об этом.
В ближний хочется наоборот похолодней, чтобы поярче было велосвет.рф.
Стоит ли вообще городить противотуманность в велосипедном применении ?
A.N. (276) - 03.02.16велосвет.рф
велосвет.рф
Kompilator, написал(а):велосвет.рф

Стоит ли вообще городить противотуманность в велосипедном применении ?
Ну, чисто противотуманость может и не стоит, но похолодней точно не надо.

У меня сейчас есть "народная" на P-7 ещё, которая довольно явно синит и "яркий луч" (внезапно!), который не менее явно желтит. Вот с "лучом" этим куда приятнее ехать когда хватает его мощности (там 450 люмен заявлено, у "народной" явно больше).
A.N. (276) - 03.02.16велосвет.рф
велосвет.рф
Но вообще, если вдруг случайно (или не случайно) попадётся "тёплый" диод, я бы согласился побыть испытателем за свой счёт, чтоб в ближнем у меня именно он стоял. :)
Kompilator (2500) - 04.02.16велосвет.рф
велосвет.рф
A.N., написал(а):велосвет.рф
Ну, чисто противотуманость может и не стоит, но похолодней точно не надо.
Имел в виду 4500К, это в моем понимании - похолоднее =))).
A.N., написал(а):велосвет.рф
Но вообще, если вдруг случайно (или не случайно) попадётся "тёплый" диод, я бы согласился побыть испытателем за свой счёт, чтоб в ближнем у меня именно он стоял. :)
Буду иметь в виду.
123 () - 10.02.16велосвет.рф
велосвет.рф
Холодные диоды - есть величайшее зло.
Kompilator (2500) - 10.02.16велосвет.рф
велосвет.рф
123, написал(а):велосвет.рф
Холодные диоды - есть величайшее зло.
На вкус и цвет ....
Jaguar (39) - 12.06.17велосвет.рф
велосвет.рф
Если мне не изменяет память, то для зрения гораздо полезнее, чтобы источник света был один, или несколько идентичных. По себе замечал, что крайне утомительно для глаз сидеть на работе со светом из окна+люминесцентные лампы потолочного светильника+настольная лампа.
ИМХО, цветовая температура около 4200К - самый комфортный вариант. И не так хочется спать, как при 2700, и не выедает глаза синевой, как при 6700.
1