Обзор велосипедной фары Kompilator-3.

Данная модель снята с производства.
Для заказа доступна усовершенствованная версия фары -
Kompilator 3M.

Выражаем свою признательность за обзор sasha-power.
Оригинал текста взят с форума FONAREVKA.ru.

На рынке велосипедного фаростроения давно уже, по-моему, наблюдается некоторый застой. То есть, вроде бы выпускаются новые китайские фары разной степени брендовости и мощности, заливающие окрестности круговой диаграммой направленности и холодным светом (изредка – нейтрально-белым) но фар с распределением света, подобным автомобильному свету, буквально раз-два и обчёлся.

Есть, конечно, знаменитый NightKeeper, но он, если так можно выразиться, давно снят с производства и остатки его распроданы автором.
Новый проект NightKeeper-2 вроде уже готов и предлагается автором ориентировочно за 300$.
Сам автор позиционирует её как «туристическую», а не «гонцовую», говоря попросту, её света явно не хватает для быстрых гонялок по лесу и пересечёнке.

По этому, выход сравнительно недорогой и мощной фары с зональным светораспределением давно уже напрашивается. Сегодня мы рассмотрим и затестим действующий прототип фары под названием Kompilator-3. Разработчик фары – камрад Kompilator с Веломании.

Сначала кратко процитирую параметры фары из темы на Веломании, где впервые была презентована эта разработка:

- Максимальная мощность - 24 Вт, 3 светодиода по 8 Вт.
- Световой поток - 1800 люмен.
- Батарея - модельный LiPol, 14.8 вольт, 2.5 Ач.
- Максимальное время работы (24 ватта, все 3 диода на максимум) 1 ч. 15 м.
- Цифровая индикация на 8-ми сегментном, 3-х разрядном светодиодном индикаторе.
- В обычном режиме отображается оставшаяся энергия в АКБ, а во время настройки фары, различные режимы меню.
- Возможность настраивать яркость дисплея (5 положений).
- Возможность настроить любую комбинацию источников света и любую их мощность на одно из 3-х положений переключателя режимов.
- Возможность присвоить любому положению переключателя режим стробоскоп, выбор яркости и частоты стробоскопа.


Давайте посмотрим на внешний вид и комплект изделия.
Крепление на руль велосипеда разъёмное с защёлкой, в комплекте три резинки:

Велофонарь Kompilator-3 Велофонарь Kompilator-3 Велофонарь Kompilator-3

Вид сзади, красная кнопка «Нет больше вашей Америки».
Видим три разных оптических элемента, их описание будет ниже:

Велофонарь Kompilator-3 Велофонарь Kompilator-3

Трёх-позиционный переключатель «под палец» и разъём:

Велофонарь Kompilator-3 Велофонарь Kompilator-3

Сумка для батареи с креплением на раму байка и аккумуляторная батарея:

Велофонарь Kompilator-3 Велофонарь Kompilator-3

Фара построена на трёх нейтрально-белых светодиодах XM-L, но для каждой зоны использована разная оптика и угол наклона оси оптики относительно оси фары, они вот такие:

Ближний свет: оптика LL01NI-DZ2040L-Mx , половинный угол 20 х 40 градусов; относительно оси фары наклонена на 12 градусов вниз.

Средняя зона: оптика LL01CR-BSxxL , у неё половинный угол 10 градусов, но это для Cree XR-E, а для Cree XM-L cамо-собой бОльший (примерно 20 градусов); относительно оси фары наклонена на 6 градусов вниз.

Дальний свет: оптика LL01CR-WIxxL-Mx , половинный угол 15 градусов, но из-за дедомизации (пучок уменьшился вдвое) получился полный угол - 15. Наклона относительно оси корпуса нет.




Так, уже вечер, поэтому, сначала поедем катадзе, а потом поговорим о настройках фары. Ну и, конечно же, о плюсах/минусах.
Делаем вот такой «колхоз» из штатива и вело-насоса, для того, что бы снять первые бимшоты. При этом соблюдаем высоту фары и фотоаппарата относительно земли

Велофонарь Kompilator-3

Установка фары на руль не представляет сложностей, для этого у фары есть регулируемое крепление-защёлка с набором различных резиночек, а вот установка переключателя заставила изрядно повозиться.
Дело в том, что крепление представляет собой неразъёмное кольцо с болтиком, а не защёлку, поэтому, чтобы поставить его в удобное место на руль, нужно снять грипсу, манетку и тормозную ручку. Поскольку грипсы у меня сидят очень плотно, процесс сопровождался некоторым количеством нецензурной брани.

Кстати, из-за особенностей конструкции (провод выходит вбок) напрашивалась её установка под правый большой палец. Так бы провод уходил влево-вниз под рулём по направлению фары, а сама кнопка была бы внизу, примерно там же, где рычаг манетки под большой палец. Но тут выяснилось, что из-за особенностей прокладки гидролинии на моём байке я не могу снять ручку тормоза, для этого пришлось бы резать стяжки и снимать гидролинию.

Поэтому, с помощью кувалды и такой-то матери, грипса была возвращена на место, и теперь пришлось снимать левую, и ставить кнопку туда, под левый палец.
Но в таком варианте есть неудобство: либо повод будет выходить влево и путаться между большим пальцем и нижним рычагом манетки (да ещё и разворачиваться петлёй к фаре), либо кнопка будет выше руля и для её использования придётся прилично закидывать большой палец над рулём вверх. Поэтому я советую потенциальным покупателям ставить кнопку под правую руку, а разработчику подумать над разъёмным креплением этой кнопки к рулю.




Ладно, поехали !

Фара сразу же поразила меня хорошим, ярким, и главное, удобным светом.
Катание превратилось в увлекательную игру по подбору подходящего режима (тут должен стоять значок ©, это слова камрада VRP, разработчика фары NightKeeper).
Посмотрим фотографии, сделанные на фонарёвке, а потом я расскажу свои мысли по каждому режиму.

Режим съёмки: ISO 100, ББ Авто, F4, 17mm, выдержка 8 сек.

Список показанных режимов неполный, доступны ещё 2: стробоскоп, ходовые огни.
Список кликабельный.

Дисплей. - Ближний, 50% (наведите курсор мыши чтобы включить режим).

Дисплей. - Ближний/Средний, 100% (наведите курсор мыши чтобы включить режим).

Дисплей. - Средний/Дальний, 100% (наведите курсор мыши чтобы включить режим).

Дисплей. - Ближний/Средний/Дальний, 100% (наведите курсор мыши чтобы включить режим).


Бимшот




Теперь несколько мыслей по использованию режимов.
Я катал, в основном, с режимами, запрограммированными по-умолчанию, соглашусь с разработчиком, что они наиболее интересные и оптимальные.

Режим ближний 50%.

Идеально подходит для небыстрого катания в местах с пешеходами – дворы, тротуары и т.п.
Я, конечно, не отношусь к тротуарным райдерам, но иногда беру грех на душу – проезд разных сложных развязок или некоторых других стрёмных мест бывает удобнее делать по тротуару/дворам и т.п.

Так же это не слепящий водителей авто свет, на него я переключался на узких тёмных улицах с одной полосой в одну стону. Потому что другие режимы на однополосной тёмной дороге сильно слепят даже высоко сидящего водителя «Патриота», не говоря уж о низеньких легковушках.

При этом райдер остаётся хорошо заметен как пешеходам, так и водителям.
Тут есть некоторый плюс перед NightKeeper`ом – у него, когда я еду с режимом ближний/эконом, меня видно хуже, т.к. ближняя зона более, что-ли, эллиптическая, и с боков меня видно хуже. Но это, как я понимаю, плата за экономичность, ведь Кипер с помощью линзы создаёт приемлемую освещённость ближней зоны при достаточно хиленьком светодиоде.

Скоростные рекомендации по этому режиму.
Скажем так, лично мне было некомфортно ехать только с ним быстрее где-то 22-23 км/ч в полной темноте. Не видно, что дальше. Режим не подходит для катания по лесу – не видно, что над дорогой (сучки, ветки).


Режим ближний/средний 100%.

Вот этот режим мне понравился больше всего.

Вот это то, чего мне лично не хватает в NightKeeper'e – шикарной, яркой средней зоны. Тут мы имеем ярко освещённую область перед колесом, которая затем продолжается хорошо освещённой областью, не менее чем на 25 метров.

Такой свет позволяет комфортно, уверенно и быстро катить по хорошему асфальту.
Света более чем достаточно, чтобы ехать где-то 29-30 км/ч по неосвещённой улице, изредка переключаясь в ближний, чтобы не слепить встречку.

Если улица освещена и имеет более двух полос в каждую сторону, переключаться на ближний не требуется. Света достаточно для, скажем так, не-матрасных покатушек по лесу, это вполедствии подтвердил и Скив, приглашённый эксперт и один из известных кантрийщиков и вообще «лосей» Нижегородского ВФ.


Режим средний/дальний 100%.

Тут мне трудно дать рекомендации. Быстрее 35 км/ч по плоскачу, один я не езжу, а до этих скоростей достаточно даже предыдущего режима.

Зато у нас есть много автомобильных спусков в нижнюю часть города, при этом не всегда освещённых, и такой свет позволяет мне уверенно держать скорость 40-45 км/ч, не боясь влететь, например, на участок битого стекла и обломков бамперов, оставшиеся после недавних аварий.
Для катания по лесу такой свет не нужен.

Режим «Нету больше вашей Америки» (все три диода на 100%). Честно говоря, я не нашёл ему применения и не смогу сказать, зачем он нужен. Предлагайте идеи.

Режим, когда горит только средний или только дальний мне лично тоже не пригодился.

Режим ближний/средний или средний/дальний но с мощностью, отличной от 100%, КМК, может пригодиться в случаях, когда вы предполагаете, что 3 часа 30 мин. вам может не хватить на сегодня, тогда имеет смысл немного уменьшить яркость.

Ну и, наконец, режим ближний 100% (ну или более 50%, скажем так). Мммм… Наверное, может пригодиться, если вам часто и много приходится ездить по неосвещённым однополосным дорогам со встречкой, и более слепящий режим нежелательно использовать.




Теперь поговорим немного о настройках этих самых режимов.

Для входа в Меню из режима ожидания нужно удерживать кнопку «Меню» на фаре.
Мы попадаем в настройку режима P-1.
Общая идеология проста: для того, чтобы переходить между «горизонтальным» пунктами меню, используются нажатия «центр-влево» и «центр-вправо» трёх-позиционного переключателя (ну как-бы джойстик наклоняем в одну или другую сторону); для того, чтобы провалиться внутрь пункта меню, нажимаем кнопку «Меню», для того, чтобы вернуться выше, удерживаем «Меню», для подтверждения уровня яркости, короткое нажатие на кнопку «Меню».

Структура меню

Режим 1 – Выбор светодиодов или строба – Уровень яркости
Режим 2 – Выбор светодиодов или строба – Уровень яркости
Режим 3 – Выбор светодиодов или строба – Уровень яркости
Яркость дисплея – Уровень яркости.


Если в режимах мы выберем строб, то, кроме яркости, становится доступна настройка скважности строба.

Посмотрим это на фотографиях.

Внимание. Из-за выхода новых версий програмного обеспечения фары, информация в данном обзоре может не соответствовать реальному.
Для оценки действующего ПО см. инструкцию.

Фара и её индикатор, сейчас на нём отображается % заряда АКБ.
Есть пять уровней яркости дисплея, вы видите самый малый и самый яркий:


Kompilator-3 Kompilator-3

Р-1, Р-2 и Р-3, это верхний уровень меню, три режима, три положения переключателя:

Kompilator-3 Kompilator-3 Kompilator-3

Вот тут становится интереснее.

Абстрагируйтесь от боковых палочек, они меня сначала тоже сбили с толку, нас интересует только центральная.
Когда смотришь на фару снизу, то она показывает световую зону, которую мы хотим иметь в этом режиме.

В данном случае это: ближний, средний и дальний свет:

Kompilator-3 Kompilator-3 Kompilator-3

А вот это, соответственно: ближний/средний, средний/дальний и все три.

Kompilator-3 Kompilator-3 Kompilator-3

Str - настройка строба, SL0 это настройка его яркости, а SF0 - скважности:

Kompilator-3 Kompilator-3 Kompilator-3

Ну и три ракурса на АКБ с модельной зарядков в-обнимку:

Kompilator-3 Kompilator-3 Kompilator-3

Отдельно несколько слов о выносном переключателе «под палец» и его креплении.

Всё это дело мне показалось несколько громоздким и неудобным.
Вот смотрите, у нас есть такая коробочка с кольцом (которое не разъёмное), из которой в сторону торчит провод.
Удобно, когда он идёт в сторону рулевой, его там можно притянуть стяжкой к рулю. Но таких положений только два, либо справа внизу (самый удобный вариант), либо слева вверху.

Велофонарь Kompilator-3 Велофонарь Kompilator-3

Вот положение, которое прямо-таки напрашивается. Кнопка будет внизу на уровне рычага манетки и удобно юзается большим пальцем руки.
Как я уже говорил, в моём случае так поставить не получилось, ну да это проблемы негров, как говорится ;) а у вас-то гидролиния должна позволять снять всё это хозяйство, и тогда кнопку надо ставить именно справа.

Теперь, немного технической информации от разработчика:

Защита по перегреву*: при T 50° на корпусе, фара переходит в режим пониженной мощности.
При снижении на 5° включает режим, в котором работала до перегрева.

Драйвер собран на микроконтроллере AtMega-8, силовая часть синхронная понижайка на полевиках IRLR3717 (20 вольт, 80 ампер постоянно), гонял этим драйвером 4 штуки MT-G, 100 ватт, силовая часть справилась хорошо, немного грелся дроссель.
Полевиками управляет драйвер IRS2004, частота преобразователя 65 килогерц.
Конденсаторы все тантал.

КПД на полностью заряженной батарее (16.8 вольт), при максимальном режиме (25 ватт) примерно 97-98%, на столе без обдува самый "горячий" элемент ниже 40-ка градусов.

В спящем режиме потребление 0.2 мА, т.е. при наполовину разряженной батарее протянет 1.5 года.
Кнопка и переключатель обычные, внутрь буду заправлять солидол для влагозащищённости.

Я свой более 1.5 года эксплуатирую без солидола, полёт нормальный, кнопки не подводили.
Корпуса точу сам на станке с ЧПУ.

Про прошивку не знаю чего рассказать, нужны наводящие вопросы. Писал сам.

Трудности ... пришлось изучить программирование микроконтроллеров, изучить электронику, купить и изучить станок с ЧПУ, научиться работать с системами проектирования.

Пожглось (после 30-ти сбился со счёта) кучу светодиодов XM-L в процессе отладки платы.

На создание этой фары ушло 3 с половиной года, примерно 450 000 рублей на всё оборудование и т.п.

Но любимое дело, есть любимое. Ничуть не жалею ни денег, ни времени.


Примечание от меня лично: как ни старался, но при вечерне-ночном катании (осень) добиться перегрева не удалось..

Дома, даже если лежит на балконе - легко.

Да, и (а как-же!) - информация для весодрочеров:

Вес фары с проводами, кнопкой и одной резинкой: 376 гр.
Вес АКБ с сумкой: 300 гр.
Итого на велосипеде висит: 690 гр.
Вес з/у: 330 гр.
Итого, если едем в поход, например, и берём всё, вес комплекта ровно 1000 гр.

Теперь, когда вы всё знаете, пришло время подвести итоги.

Кому бы я однозначно рекомендовал эту фару: любителям быстро (и очень быстро) катать всякую пересечёнку (КК, Эндуро там), если вас не смущает вес.

Кому бы я НЕ рекомендовал: весодрочерам, шоссерам.
И лично мой выбор: свет, конечно, очень понравился, но я пока остаюсь при своём Nihgtkeeper`e, т.к. для меня оказался важнее малый вес, компактные размеры, чрезвычайная лёгкость монтажа/демонтажа и огромное время работы при неплохом свете.

За помощь и содействии в написании обзора автор (я, то есть) благодарит: Бабромантик, Apchxi, Скив, Футболка, Тимур.